Внесем ясность в основные понятия
Вторичный рынок - это оборудование бывшее в употреблении или в состоянии "как есть", а также восстановленное и модернизированное оборудование. Разберемся в чем преимущество и недостатки того или иного типа для потенциального покупателя.
Прежде чем перейти к аналитическим материалам, внесем ясность в основные понятия. Рынок подержанного и восстановленного оборудования не собирается сдавать свои позиции и, более того, уверенно перешагнул границу столетий. На дворе XXI век, а спрос на вторичное оборудование по-прежнему актуален и в странах со сложившейся рыночной экономикой, и в России, и на просторах всего бывшего СССР. Тем не менее отношение ко вторичному рынку оборудования не всегда однозначное. За последнее десятилетие в нашей стране накопился богатейший негативный опыт, связанный с приобретением непригодного оборудования под видом "вполне исправного".
Существует два различных понятия: бывшее в употреблении, или подержанное, оборудование и восстановленное оборудование. О чем в каждом случае идет речь и как одно отличить от другого?
Для ответа на этот сложный вопрос необходимо провести классификацию оборудования по предлагаемому функциональному состоянию.
Новое оборудование
Остановимся на преимуществах и недостатках нового оборудования для потенциального покупателя.
Преимущества:
- исходная надежность (контроль качества производителя), подкрепленная
- бесплатной заводской гарантией и бесплатной поставкой запчастей, наличием горячей линии и консультациями;
- новый уровень автоматизации и числового программного управления;
- более современные конструктивные решения, выражающиеся в лучшей точности, производительности и ремонтопригодности;
- возможность коммутирования в единую информационную сеть.
Недостатки:
- высокая цена;
- необходимость дополнительного обучения обслуживающего персонала;
- сложность оборудования и, как следствие, сложность обслуживания.
Бывшее в употреблении оборудование или оборудование в состоянии "как есть"
Для этого оборудования в иностранной прессе и на интернет-сайтах чаще всего используются такие определения, как resale, second-hand, used.
Его можно распределить по двум подгруппам.
К первой подгруппе относится оборудование, подлежащее продаже, но находящееся временно в эксплуатации. В этом случае покупатель имеет возможность побывать на предприятии, которое продает устаревшее оборудование, и на месте убедиться в эксплуатационных свойствах оборудования. Далее следует приемка, демонтаж и транспортировка до нового места "дислокации".
Стоимость такого оборудования договорная. Сведения о нем можно найти на страницах объявлений в специализированной прессе, интернет-сайтах и через многочисленных посредников.
Учитывая, что вечный двигатель так и не был изобретен, для ввода в эксплуатацию и обслуживания этого оборудования необходимо рассчитывать на свои собственные силы, причем очень квалифицированные. Правда существуют ремонтные предприятия, которые за умеренную плату могут произвести восстановительные работы. Поэтому все заранее надо взвесить и тщательно просчитать.
Ко второй подгруппе относится бывшее в употреблении оборудование, находящееся на складе поставщика-посредника или ремонтного предприятия. Существует стабильный спрос на такое оборудование среди предприятий, накопивших значительный опыт по его эксплуатации и обслуживанию, и желающих за счет него нарастить свои производственные мощности. Цена на подобное оборудование обычно не опускается ниже пятидесятипроцентной планки по отношению к новому оборудованию.
Преимущества бывшего в употреблении оборудования:
- низкая цена;
- меньший срок окупаемости (если не будет сюрпризов).
Недостатки:
- отсутствие каких-либо гарантий на бесплатное устранение неисправностей, замену или возврат оборудования;
- сложность оценки рабочего состояния;
- риск выявления серьезных неисправностей или износа, что может свести на нет все преимущества;
- сравнительно низкая производительность и точность (качество выполнения операций);
- возрастающие затраты на обслуживание;
- низкая ликвидность.
Восстановленное и модернизированное оборудование
На иностранных интернет-сайтах можно вести поиск предложений подобного оборудования, вводя перед его англоязычным наименованием одно из нескольких синонимичных определений: remanufactured, refurbished, reconditioned, rebuilt.
На эту группу оборудования следует обратить особое внимание, так как она заключает в себе преимущества двух предыдущих групп.
Преимущества:
- исходная работоспособность (выходной контроль ремонтного предприятия);
- невысокая стоимость;
- приемлемый срок окупаемости;
- наличие гарантийных обязательств поставщика;
- техническое содействие со стороны поставщика в монтаже и пуско-наладке;
- хорошее соотношение цена/возможности (особенное в случае модернизации);
- естественное старение металла (улучшенные точностные характеристики).
Недостатки:
- меньший остаточный ресурс;
- возрастающие затраты на обслуживание;
- невысокая ликвидность.
Требования заказчика к восстановленному оборудованию
Обычно поставщики восстановленного оборудования не предлагают сразу готовых решений. Объем восстановительных работ оговаривается с заказчиком. В этом состоит очень важное стоимостное преимущество восстановленного оборудования - заказчик получает то, что ему нужно за цену, которая его устраивает.
Модернизация предполагает внесение усовершенствований в отработавшее уже какой-то срок оборудование в соответствии с современными тенденциями развития оборудования для данной сферы производства. Это может предполагать усовершенствование отдельных узлов, замену приводов, электрооборудования и, наконец, встройку систем числового программного управления или простейших контроллеров и датчиков. Поставщики восстановленного оборудования могут предлагать также свои собственные решения, направленные на улучшение удобства эксплуатации, повышение производительности и точности восстанавливаемого ими оборудования.
Тем не менее восстановленное оборудование не должно поступать заказчику в условно рабочем состоянии. Отличие восстановленного оборудования от "бэушного" заключается в наличии бесплатной гарантии на период, общепринятый для каждого сегмента вторичного рынка оборудования. Во всех случаях гарантийный период не превышает полугода, а в некоторых - трех месяцев. Однако в условиях производства этого срока вполне хватает для выявления основных недоработок восстановительного процесса.
Необходимый гарантийный период устанавливается на основании статистической информации и опыта производства ремонтно-восстановительных работ. После истечения гарантийного срока сотрудничество заказчика и поставщика восстановленного оборудования обычно не заканчивается. За дополнительную плату и на основании отдельного договора поставщик может оказывать заказчику в течение оговоренного срока постгарантийную поддержку (периодическая диагностика, консультации или полноценная сервисная поддержка).
Разница в стоимости восстановленного и нового оборудования чаще всего не превышает 30%. Однако здесь стоит учитывать канал поступления оборудования под восстановление и место проведения восстановительных работ. Если речь идет об импорте, всегда стоит помнить о таможенных пошлинах, доставке и высоких тарифах самих восстановительных работ, выполняемых, например, в Европе.
Все вышесказанное позволяет провести четкую грань между просто подержанным оборудованием и восстановленным. Можно утверждать, что восстановленное оборудование по своим техническим и эксплуатационным характеристикам мало чем отличается от нового. По крайней мере, так должно быть. Поэтому и поставщика восстановленного оборудования следует выбирать по наличию у него мощной ремонтной базы и богатого опыта производства восстановительных работ. Для этого достаточно посетить хотя бы раз его производственные цеха (в демонстрационный зал вас и так пригласят, если таковой имеется).
Что выбрать, или пример из жизни
Многие деятели вторичного рынка оборудования приводят весьма удачное сравнение с рынком новых, подержанных и восстановленных автомобилей. Такая аналогия позволяет лучше смоделировать типовой подход к принятию решения о покупке продукта в том или ином состоянии.
Представим себе ситуацию, когда мы собираемся приобрести свой первый автомобиль либо сменить слишком привычное "авто" на более для нас подобающее.
В первом случае мы ничего не знаем об автомобилях (лучше признаться себе в этом) и действуем на свой страх и риск. Первостепенную роль здесь будет играть цена - мы же в качестве своего первого опыта не рискнем приобрести сногсшибательную продукцию Daimler Chrysler, BMW, Audi или Volkswagen. В то же время это не означает, что мы выберем первую попавшуюся "помойку на колесах".
Во втором случае мы уже кое-что знаем о машинах. Этих знаний обычно недостаточно, чтобы сделать правильный выбор - мы же хотим приобрести нечто лучшее, а значит, и более сложное, по сравнению с тем, что мы знали раньше. Однако нам захочется найти баланс между остатком денег в кошельке и функциональными возможностями (комфортом эксплуатации) нашего приобретения.
В обоих случаях у нас есть по крайней мере три способа сделать желанную покупку. Первый предполагает посещение ряда автосалонов по заранее составленному списку. Там нам предложат сверкающие новизной модели отечественного и импортного производства разные по цене и качеству исполнения, но каждое предложение будет подкреплено фирменной гарантией. Второй способ также приведет нас к автодилеру, но в этом случае мы будем интересоваться уже не новыми, а восстановленными автомобилями, которые еще недавно считались самыми-самыми. И здесь мы в праве ожидать бесплатную гарантию на сервисное обслуживание, но на более скромный период.
Третий способ всем хорошо знаком - газета бесплатных объявлений или "щедрое" предложение от приятеля вашего приятеля. Если вы сами не автомеханик или не знаете такового по соседству, тогда вам очень сильно должно везти в лотереях. Внешне "папелац" может сверкать свежевымытыми поверхностями, но постепенно рассыпаться в последующие тысячи километров эксплуатации.
Выбор подержанного автомобиля "с рук" возможно станет целесообразным для новичка. Здесь два зайца падают замертво - приобретаются навыки вождения и прекрасно постигается матчасть автомобиля.
Восстановленный импортный автомобиль до 10 лет с маломальской гарантией даст фору отечественным творениям автопрома, но, возможно, подсократит семейный бюджет - у наших автосервисменов особое отношение к иномаркам (не говоря уже о стоимости запчастей).
Выбор за вами.